Этногенез как природный процесс. (по материалам исследований Л.Н. Гумилева)
Содержание
Введение
&1. Специфика категориального аппарата концепции Л.Н. Гумилева
& 2. Роль географических условий в истории этноса
& 3. Биологические аспекты этногенеза
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На сегодняшний день в этносоциологии центральными проблемами являются проблемы методологического характера. До сих пор не определено содержание центральных категорий этносоциология, таких как "этнос", "этногенез" и других категорий, связанных с перечисленными.
Этот парадокс объясняется тем, что в научном сообществе, занимающегося становлением, развитием и функционированием этноса не существует единого взгляда на природу этнического.
Некоторые исследователи считают этнос социальным конструктом; некоторые рассматривают этнос как явление, навязываемое интеллектуальной и творческой элитой; некоторые считают этническую принадлежность инструментом для достижения эгоистический целей на политической арене. Таким образом, интерпретация категории "этнос" зависит от того, как представляется первооснова этноса: толи это интеллектуальный конструкт, толи это очередная групповая принадлежность, навязываемая обществом, толи это изначально, природная данность человеку (как его пол, например).
В этой связи весьма интересной концепцией объясняющей сущность этноса и процесса развития этноса- этногенеза, представляется теория этногенеза Льва Николаевича Гумилева.
Концепция Л.Н. Гумилева до сих пор имеет своих сторонников, также как и ярых противников, что объясняется оригинальным взглядом на ранее вопросы, которые автор реферата обозначил чуть ранее.
&1. Специфика категориального аппарата концепции Л.Н. Гумилева
Специфика работ Льва Гумилева заключается в том, что в своих работах он вводит множество новых терминов, либо привносит новое содержание в уже известные, без рассмотрения которых начать какое- либо изучение его работ не представляется возможным.
Центральную категорию этносоциологии - "этнос" Л. Гумилев в своем собственном ключе. Он подмечает, что все авторы, пишущие на эту тему по существу подменяют подлинные этнологические характеристики профессиональными, сословными и другими, что по существу равнозначно отрицанию этноса как реальности. За существование этноса говорит только то, что он непосредственно ощущается людьми как явление.
Если социальное развитие человека изучено достаточно глубоко, то вопрос об этносах достаточно сложен, крайне неясен и запутан. Несомненно одно: вне этноса не существует ни одного человека на Земле. Каждый человек на вопрос: "Кто ты?!", ответит: "русский", "масаи", "француз" и т.д., не задумавшись ни на минуту. Этническая принадлежность в сознании – Явление всеобщее.
Греческое слово "этнос" имеет много значений, из которых наиболее важными следует отметить следующее: "вид", "порода", подразумевается - людей.
В основе этноса, т.е. этнической диагностики лежит ощущение причастности к этносу, т.е. этническая идентичность.
Человек принадлежит к своему этносу с младенчества. Иногда возможна инкорпорация иноплеменников, но, применяемая в больших размерах, она разлагает этнос. Этнос может быть и раздроблен, но при этом сохраняется в различных состояниях: как диаспора, в сознании членов этноса.
"Этнос – устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом процессе" [7, 135]. Помимо этого, классического определения для советской этнографии, Гумилев дает свое. Он рассматривает этнос как "феномен биосферы, или системную целостность дискретного, работающая на геобоихимической энергии живого вещества, в согласии с принципом второго начала термодинамики, что подтверждается диахронической хронологией исторических событий" [7, 15]. Из этого определения, с трудом, но видно, что для определения категории этнос, в трактовке Л.Н. Гумилева, необходимо рассмотреть его в связи с природой и окружающей средой.
Общими чертами для любого этноса, по словам Гумилева, являются:
1) противопоставление себя всем остальным, следовательно - самоутверждение,
2) мозаичность, вернее бесконечная делимость, цементируемая системными связями,
3) единообразный процесс развития от пускового момента, через акматическую фазу к рассеянию или превращение в реликт.
Этнос, как считает автор концепции, определяется языком, расой, географической средой, социальными отношениями, самосознанием, процессом эволюции или комбинацией их всех. Гумилев считает, что любые комбинации всех перечисленных факторов не позволяют построить более или менее правдоподобную гипотезу о происхождении и развитие этноса, Поэтому все эти решения (определение этноса по языку, расе и т.д.) несовершенны. Поэтому вводится так называемый фактор “X”, фактор, совокупно с другими определяет этногенез. Этому фактору ученый дал свое название "пассионарность" (от лат. Passio, ionis).
Какова же природа пассионарности?
Гумилев выделяет несколько аспектов этого явления.
Несомненно, что свойства личности, ее лицо зависит от многих факторов, биохимического в том числе. Общественные формы движения материи в человеке так переплетаются с биохимической и боифизической, считает Лев Николаевич, что необходимость четкого разграничения их очевидна. Наиболее адекватно это лучше сделать, беря за основу этнос, систему высшего порядка, по словам Л. Гумилева.
Л. Гумилев предлагает такую формулу для выявления пассионарного напряжения: "… работа, выполняемая этническим коллективом, прямо пропорциональна уровню пассионарного напряжения (где пассионарное напряжение этноса – это количество имеющейся в этнической системе пассионарности, поделенное на количество персон, составляющих этнос)…" [7, 273]. Следовательно, подсчитывая число событий в истории этноса, пусть даже с большим допуском, мы получаем результат затрат энергии, т.е. уровень пассионарности.
Любые формы этногенеза происходят только в случае присутствия пассионарного напряжения.
Однако непосредственно пассионарности как явления никто никогда не видел и не увидит. Поэтому характеризовать ее мы можем лишь по проявлениям. Самое трудное состоит в том, чтобы понять и учесть разнонаправленные доминанты. Если сравнить с физическим телом, на которое действуют разнонаправленные векторы сил, то получается следующая картина: На одно тело действуют множество сил, если убрать все силы, оставив только одну, то действие оставшейся силы будет много заметнее. Тоже самое и с пассионарностью. Чем меньше его вокруг одной пассионарно напряженной единицы, тем сильнее заметен эффект.
Пассионарность обладает ещё одним свойством: она заразительна. Это значит, что люди гармоничные (а в ещё большей степени импульсивные), оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести себя так, как если бы они были пассионарны. Но как только достаточно расстояние отделяет их от пассионариев, они обретают свой естественный психоэтнический поведенческий облик.
Пассионарное напряжение особенно велико в жестокие времена. Дело в том, что пассионарность, если таковая действительно существует, наследуема. Во время войн наиболее желанными у женщин становятся мужчины, у которых пассионарное напряжение настолько велико, что оно перекрывает инстинкт самосохранения. Таким образом они умудряются оставить после себя потомство, путем пусть не всегда законных браков, гораздо более многочисленное, чем непассионарии. В спокойные же времена эталоном мужчины становится тихий и добропорядочный семьянин. А пассионарно заряженные особи вымирают естественной смертью.
Теперь можно сказать, что "пусковой момент" этногенеза - это внезапное появление в популяции некоторого числа пассионариев и субпассионариев; фаза подъема – быстрое увеличение числа пассионарных особей в результате либо размножения, либо инкорпорации; акматическая фаза - максимальное число пассионариев; фаза надлома – это резкое уменьшение их числа и вытеснение их субпассионариями; инерционная фаза – медленное уменьшение числа пассионарных особей; фаза обскурации – почти полная замена пассионариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо полностью губят этнос, либо не успевают погубить его до вторжения иноплеменников извне. Во втором случае остается реликт, состоящий из гармоничных особей и входящий в биоценоз населяемого им региона. Это был краткий путь развития этноса, т.е. этногенез.
"Этногенез- это весь процесс от момента возникновения до исчезновения этнической системы под влиянием энтропийного процесса потери пассионарности" [4, 305] таким образом, этногенез – это природный процесс биосферы, возникающий иногда и являющийся компонентом этнической истории наряду с тремя постоянно действующими факторами: 1) Социально- политическим, 2) техническим, 3)географическим. Этих трех параметров достаточно, чтобы охарактеризовать любой из гомеостатических этносов, но динамика этногенеза определяется четвертым фактором – пассионарностью.
& 2. Роль географических условий в истории этноса
Итак, этнос- явление биологическое. Именно поэтому рассматривается связь между этносом и ландшафтом.
Начать необходимо с того, что человек – единственный представитель млекопитающих, который заселил все пространство Земли. Гумилев отмечает мощные адаптивные способности человека, благодаря которым он входит как составная часть нового биогеоценоза. Однако, перебравшись на новое "место жительства" человек не изменяет свой физиологический облик, хотя это является одним из следствий адаптации к новому ландшафту, он изменяет нормы своего поведения, следовательно, создает новый этнос. Таким образом, ландшафт влияет на развитие и становление этноса.
"Географический ландшафт воздействует на организм принудительно, заставляя все особи варьировать в определенном направлении, насколько это допускает организация вида. Тундра, лес, степь, пустыня, горы, водная среда, жизнь на островах, и т.д. – все это накладывает особый отпечаток на организмы. Те виды, которые не в состоянии приспособиться, должны вымереть, либо переселиться в другой географический ландшафт" [7, 185].
Как уже было сказано, человек заселил всю поверхность Земли. Но то место на планете, тот ландшафт, на котором сформировался этнос, есть Родина, или (вновь гумилевский термин) месторазвитие.
Месторазвитие накладывает отпечаток на организмы, ибо географический ландшафт, как уже было сказано выше, влияет на развитие организма принудительно.
Однако далеко не любая территория может оказаться месторазвитием. Подлинными месторазвитиями являются территории сочетания двух и более ландшафтов. Основные процессы этногенеза в Евразии возникали: а) в восточной части – при сочетании горного и степного ландшафтов; б) в западной – лесного и лугового; в) в южной – степного и оазисного; г) на севере – лесотундра и тундра. Таким образом, в условиях монотонного ландшафта этногенез невозможен, ибо однообразный ареал стабилизирует обитающие в нем этносы, разнородный – стимулирует изменения, ведущие к появлению новых этнических образований. Причем не стоит считать ландшафтом только природные, девственные образования, ибо человек, воздействуя на природу, преобразовывает окружающую среду: создает искусственный ландшафт – города, например.
Но ландшафт не является причиной этногенеза, поскольку в случае, если – бы это обстояло именно таким образом, то разнородный ландшафт вызывал бы к жизни новые этнические образования постоянно, что не происходит, следовательно, ландшафт является только благоприятным условием для этногенеза. А причиной, "толчком" возникновения и развития этноса является пассионарность.
Основываясь на подобном взгляде о взаимоотношениях этносов и ландшафтов, Гумилев создает свою классификацию этносов:
1) этносы, входящие в биоценоз, вписывающиеся в ландшафт и ограниченный тем самым в своем развитии и размножении; этот способ существования присущ многим животным, как бы остановившемся в своем развитии. В зоологии эти группы именуются персистемными, и нет никаких оснований не применять этот термин по отношению к этносам, застывшим в своем развитии, считает Лев Николаевич.
2) этносы интенсивно размножающиеся, расселяющиеся за границы за границы своего биохора и изменяющиеся свой первичный биоценоз. Второе состояние в аспекте географии называется сукцессией.
Таким образом, о присутствии и силе этногенеза можно говорить по характеру и интенсивности воздействия на ландшафт.
В заключении Гумилев делает следующие выводы:
Этнос и ландшафт взаимосвязаны, но при этом ни этнос не является постоянным фактором, воздействующим на ландшафт, ни ландшафт без постоянного постороннего воздействия не может способствовать этногенезу.
Взаимодействия между человеком и ландшафтом определяется уровнем пассионарности, а поэтому является процессом волнообразным.
& 3. Биологические аспекты этногенеза
Исходной посылкой построения своих интеллектуальных конструкций по поводу взаимоотношения биологии и этносоциологии – это присоединение в разряд биологических наук тех, которые связаны с изучением не только организмов, но и науки изучающие проявления организма, таких как рефлексология, экология, биоценология и этология. Он полагает, что не все связанное с деятельностью организма является социальным, ибо детенышей воспитывают и звери. Более того, человек, прежде чем он перешел в современное социальное состояние, был существом стадным, биологически организованным, что не умаляет его достоинства. Причем, биологическое начало не перестает играть важной роли в жизнедеятельности человека.
Коллективные формы общежития распространены среди многих представителей животного мира. Для вида Homo Sapiens такой формой является этнос. Лев Николаевич, что естественно, делает поправку на то, что человек не есть исключительно биологическая сущность, но существует много схожего между животным и человеческим мирами.
Помимо коллективной формы сосуществования мир животных и человека объединяет то, что и там и там присутствует определенная адаптация, но способ адаптации различен. Если в мире животных индивидуальное приспособление совершается с помощью механизма условного рефлекса, что обеспечивает животному активный выбор оптимальных условий для жизни и самозащиты. Эти условные рефлексы передаются родителями детям или старшими членами стада – младшим, благодаря чему стереотип поведения и является высшей формой адаптации. Это явление у человека именуется "преемственностью цивилизаций", которую обеспечивает "сигнал сигналов" - речь. В сочетании с эндогамией, традиция становится фактором, создающим устойчивость этнического коллектива.
Выше уже говорилось, что пассионарность – явление наследуемое, а значит, биологическое. Однако, этим ее "биологичность " не исчерпывается. Пассионарность заразительна, т.е. взаимодействуя с пассионарием, субъект сам невольно "заражается" теми импульсами пассионарности, которыми обладает объект. Именно этот факт наталкивает на мысль о биофизической природе пассионарности и этноса. Вводится новый термин – "этническое поле", во многом схожее с физическим "электромагнитным", но вместе с тем и отличающееся от него. Проявляется факт его существования не в индивидуальных реакциях одного человека, а в коллективной психологии, воздействующей на персоны.
Поля находятся в постоянном колебательном движении, с той или иной частотой колебаний. Эти колебания беспрепятственно передаются из одной сферы в другую и имеют общий характер распространения в различных средах. Колебания этнического поля с той или иной частотой можно приравнять к ритму, интенсивность которого, меняется в течение этногенеза. Так как буквальных совпадений не бывает, то все этнические поля не похожи друг на друга, хотя и подчиняются одной закономерности: затуханию первоначального импульса, возникшего вследствие "эксцесса" (микромутации).
Описанное этническое поле члены этноса воспринимают как этническую близость или чуждость. Принцип, характерный для всех этносов – противопоставление себя всем прочим, может быть истолкован просто. Когда носитель одного ритма сталкивается с носителем другого, то воспринимают этот ритм, как нечто чуждое, в той или иной мере дисгармонирующее с тем ритмом, который присущ им органически. Новый ритм может нравиться, но несходство фиксируется сознанием как факт, не имеющий объяснения, но и не вызывающий сомнения. А проявляется этническое поле в стереотипе поведения, неповторимом стиле поведения этноса.
Именно благодаря наличию этнического поля, по мнения Гумилева, не рассыпаются на части этносы, разорванные исторической судьбой и подвергшиеся воздействию разных культур.
При сочетании данного ритма с другими, теоретически может возникнуть либо гармония, либо дисгармония.
В первом случае происходит этническое слияние, во втором – нарушается ритм одного или обоих полей, что нарушает их связи и ведет к, своего рода, аннигиляции (распаду).
Но когда происходит пассионарный толчок, поля с нарушенными связями теряют присущие им ритмы и приобретают новый, которого до сих пор у них не было. Характер нового поля зависит от силы толчка и от ландшафтных условий, и от многих других составляющих элементов.
И, наконец, немаловажное значение имеют антропогенетика и антропология, рассматривающие популяцию вида Homo Sapiens в биологическом времени, т.е. в смене поколений. Жизнь этноса – это наложение биологического времени на историческое, смены поколений на цепочки событий в причинной последовательности.
На протяжении пяти тысяч лет антропогенные изменения ландшафта возникали неоднократно, но с разной интенсивностью, и всегда в пределах определенных регионов. При сопоставлении с историей устанавливается четкая связь между антропогенными изменениями в природе и становлением новых этносов.
Каждый реликтовый этнос (персистент) только потому и существует, что он сложился когда-то, значит, пережил динамическую фазу своего развития. Но во время этой динамической фазы этнос постоянно проходил через мучительную ломку не только природы захватываемых им регионов, но и собственной физиологии и этологии, что выражается в приспособлении организма к новым условиям. Поэтому биологическая эволюция внутри вида Homo Sapiens сохраняется, но приобретает черты не свойственные прочим видам животных. Филогенез преображается в этногенез.
Влияние биосферы, таким образом, на этногенез велико и необратимо. Достаточно помнить о том, что люди – это тоже животные. И те законы, и механизмы развития, свойственные другим животным, действуют и в ситуации с человеком, однако приобретая немного другие формы.
Гумилев справедливо утверждал, что "вид Homo Sapiens, распространившийся по всей поверхности суши и значительной части водной поверхности планеты, внёс в её конфигурацию столь значительные изменения, что их можно приравнять к геологическим переворотам малого масштаба" [7,29]. Это необратимо вытекает из биологической потребности любого животного адаптироваться к новым природным условиям. Только в отличие от других животных, человек приспосабливается либо, изменяя окружающую среду, либо, если это не удается, изменяя свое поведение. Таким образом, этнос, являясь естественной формой общежития, и этногенез во многом зависят от биологических условий существования членов этноса.
Заключение
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1) В данной работе были рассмотрены основные понятия и категории, применяемые в работах Гумилева Л. Н. Многие, термины ученый наполняет новым содержанием, иногда не соответствующие классической трактовке. Были рассмотрены такие категории как этнос, этногенез, пассионарность, месторазвитие, этническое поле.
2) Были рассмотрены взаимовлияние географических факторов (такие как ландшафт) и социальных (такие как этногенез, этнос). Установлена неразрывная связь между этногенезом и ландшафтом. А именно, ландшафт принудительно влияет на этногенез, он является одним из факторов этногенеза. Взаимовлияние ландшафта и этноса очевидно: этнос, населяющий то или иное природное пространство, изменяет его под особенности своего существования, в то же время ландшафт заставляет членов этноса адаптироваться к нему, при помощи изменения своего поведения. Кроме того, результатом взаимодействия ландшафта и человека является создание новых ландшафтов, таких как город.
3) Связь этноса с биологическим аспектом существования человека была обозначена ещё в первом разделе, где было сказано, что этногенез – явление биологическое, ибо посредством него осуществляется связь человека с природной средой. Большое внимание в процессе этногенеза уделяется такому биологическому явлению как этническое поле, т.к. сходство или различие ритмов подобного поля определяет появление на свет нового этноса. А такое явление как филогенез, по отношению к человеку, сводится к этногенезу во многих своих характеристиках.
4) Таким образом, сущность географической концепции сводится к тому, что, помимо социальных, исторических факторов, на становление и развитие этноса оказывают влияние биологические и географические аспекты существования вида Homo Sapiens.
К творческому наследию Льва Николаевича можно относится по-разному, необходимо при этом помнить, что ученый творил в период давление на научное сообщество со стороны идеологических структур советской государственной машины. Официальной точкой зрения на природу этнического была признана теория Бромлея. На фоне такого тотального контроля со стороны государства, взгляды Гумилева были, по крайней мере, смелыми и интересными. Лев Николаевич показал, что даже в условиях идеологического давления ученый может и должен творить свободно и независимо. Для ученого на первом плане должна стоять непререкаемая научная истина. И не смотря на это, по мнению автора, к взглядам Гумилева Л.Н. необходимо относится с очень большой осторожностью, поскольку многое из того, о чем говорил Лев Николаевич, остается, по крайней мере, недоказуемым, и не укладывающимся в рамки научного мышления. Однако развитие науки на сегодняшний день измеряется не годами и не эпохами, но днями, если не часами. Может быть, в будущем эта теория и окажется востребованной, тем более что до сих пор вопросы, поставленные Гумилевым, вызванные к жизни двусмысленностью природы такого способа существования человека как этнос, остаются нерешенными. И, видимо, не стоит исключать возможность того, что концепция географического детерминизма Гумилева Л.Н. окажется вполне адекватной истинной природе вещей. Время покажет.
Список использованной литературы
1. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период.- Л.: Наука, 1990.- 270с.
2. Гумилев Л.Н. Из истории Евразии.- М.: Искусство, 1993.- 79с.
3. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало.- М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994.- 542с.
4. Гумилев Л.Н. От Руси к России: Очерки этнической истории.- СПб.: ЮНА, 1992.- 269с.
5. Гумилев Л.Н Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации.- М.: Экопрос, 1993.- 576с.
6. Гумилев Л.Н Тысячелетие вокруг Каспия.- Баку: Азернешр, 1991.- 308с.
7. Гумилев Л.Н Этногенез и биосфера Земли.- М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994.- 638с.